ПРИТЧА
Притча (греч.
parabol'h, парабол\'э) - это изречение или история, имеющая двойной смысл. Рассказчик говорит об одном, но в действительности с помощью своего рассказа иллюстрирует некую скрывающуюся за этим истину. Как правило, пояснений к такому рассказу не делается; слушатель должен сам додуматься до скрытой за ним истины.
Характер и назначения притч в Новом Завете Несколько примеров:
Притча о безрассудном богаче ( Лк 12:16-21 ):Иисус говорит об одном богатом землевладельце, собравшем много запасов, не неожиданно умершем, не успев воспользоваться ими. С помощью этой истории Он учит, что неразумно копить добро на земле, не заботясь о том, чтобы угодить Богу.
Притча о сеятеле, сравнивающая Царство Небесное с посеянным в разную почву зерном (Мф 13:1-23 ):Иисус рассказывает о человеке, вышедшем сеять и кинувшем семена на разную почву. Он учит о том, как распространяется слово Божие в мире и о том, как по-разному люди его воспринимают.
Притча о горчичном зерне, с которым сравнивается Царство Небесное (Мф 13:31-32 ):Иисус рассказывает о том, как маленькое зернышко превращается в большое растение. Этим Он учит, что дела Божии в этом мире могут казаться незначительными, а на самом деле являться великими.
Притча о закваске, с которой сравнивается Царство Божие (Мф 13:33 ):Иисус говорит о закваске, поднимающей тесто. Этим Он учит о том, как слово Божие распространяется среди людей.
Некоторые притчи сам рассказчик определяет именно как притчи. Некоторые из них предваряются словами: "Еще подобно Царство Небесное..." или: "Царство Небесное подобно..." Другие называют притчами автор Евангелия. Например:
Лк 20:9 И начал Он говорить к народу притчу... Есть притчи никак не обозначенные. Их можно определить только по содержанию (например:
Мк 2:19; 3:27 ). Часто на это указывает то, что рассказчик использует в своем повествовании риторические вопросы или пословицы. Для переводчика крайне важно определить, что это именно притча, и найти в рецепторном языке адекватный эквивалент, в полной мере передающий смысл повествования и позволяющий читателю также распознать, что это - притча, т. е. форма иносказания.Обычно притчи используются для того, чтобы помочь слушателям понять и запомнить то, чему их учат. Иногда ими пользуются еще для того, чтобы открыть учение лишь некоторым из слушателей, оставив остальных до времени в недоумении. Иисус объясняет, почему Он пользуется притчами в
Мф 13:10-17 (такжеМк 4:10-12 ;Лк 8:9-10 ). Как правило, Иисус не объясняет смысл Своих притч (предоставляя слушателям самим доискиваться до их истинного смысла). Только в двух случаях Он делает исключение и объясняет смысл рассказанных притч Своим ученикам, в ответ на их просьбы об этом. (Притча о сеятеле объясняется вМф 13:18-23 ;Мк 4:13-20 ;Лк 8:11-15 , а притча о пшенице и плевелах - вМф 13:37-38 ).
Более широкое толкование слова "притча" В некоторых языках слово "притча" имеет только одно значение - история или пространное сравнение с двойным смыслом. Однако слово, используемое в греческом оригинале, может означать не только подобные истории, но и любые другие аллегории и сравнения, используемые в "духовно-педагогических" целях. Так, слово парабол\'э переводится как "притча" в
Мф 15:15 иМк 7:17 .
Мк 7:14-17 И призвав весь народ, говорил им: слушайте Меня все и разумейте. Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека. Если кто имеет уши слышать, да слышит! И когда Он от народа вошел в дом, ученики Его спросили Его о притче. В
Лк 4:23 греческое слово парабол\'э переводится архаизмом "присловие":
Лк 4:23 ... конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя... Обратите внимание: в обоих случаях подразумевается изречение, имеющее двойной смысл. В обоих случаях оно используется как иллюстрация к учению, подчеркивающее содержащуюся в нем истину. Пословицу (присловие) отличает лишь краткая, зачастую афористичная, форма. Это - хорошо известные всем изречения, в то время как притча представляет собой авторский оригинальный текст, иногда довольно пространный и даже имеющий форму законченного рассказа.
Другое греческое слово, имеющее сходное значение: В оригинальном греческом тексте Евангелия от Иоанна слово парабол\'э не употребляется. Евангелист Иоанн предпочитает другое греческое слово - паройм\'иа, имеющее очень близкое, почти идентичное слову парабол\'э значение. Этот термин встречается в Евангелии от Иоанна трижды.
Ин 10:6 [по поводу изречения о пастыре и о чужом] Эту притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им. Ин 16:25 До этого времени Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце. Ин 16:29 Ученики Его сказали Ему: вот, теперь Ты прямо говоришь и притчи не говоришь никакой. При переводе можно использовать тот же эквивалент, что и при переводе слова парабол\'э в других Евангелиях.
Слово
paroim'ia, паройм\'иа встречается также в 2 Петр 2:22 и в контексте данного послания, как правило, переводится как "пословица".
2 Петр 2:22 Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи.
Общая классификация употреблений слова "притча"в Новом Завете: Как мы видим, в Новом Завете слово "притча" используется по-разному. Оно может означать:
а. Иллюстрацию, взятую из повседневной жизни. Эти иллюстрации могут быть пространными, как притча о сеятеле ( Мф 13:1-9 ), или краткими, сфокусированными на чем-то одном, как притча о закваске (Мф 13:33 ), или о жемчужине (Мф 13:45-46 ).
б. Рассказ о чем-то, якобы происходившем в действительности (в некоторых случаях это может быть описание реальной ситуации). Например: притча о неправедном судье ( Лк 18:1-8 ); притча о блудном сыне (Лк 15:11-32 ).
в. Историю, используемую в качестве иллюстрации благодаря тому, что она имеет для иудеев особое символическое значение. Например: притча о виноградарях ( Мф 21:33-41 ), отталкивающаяся от традиционного сравнения Израиля с виноградником Божиим (Ис 5:1-7 ), или притча о брачном пире (Мф 22:1-14 ), отправной точкой для которой стала мысль о празднике в честь Мессии, когда Он придет.Встречаются и другие притчи, характерные для традиционной еврейской культуры. Например,
Мф 7:9-11 говорит об отношении отца к сыновьям, аЛк 17:7-10 описывает отношение хозяина к рабам. В Новом Завете эти сравнения не определяются как притчи, хотя и содержат в себе иллюстрацию или пример, относящийся к определенному поучению.
Варианты перевода: В целом, слово "притча" можно определить так:
1. История или иллюстрация некоего поучения, содержащая описание событий, взятых из жизни
2. Повествование, содержащее некую духовную или нравственную истину
3. Рассказ, в котором содержится скрытое поучение. Причем, прямого объяснения в притче нет; слушатели должны сами размышлять и доискиваться до заложенных в ней духовных истин Определяя, каким образом перевести слово "притча", полезно составить список всех существующих в рецепторном языке слов, попадающих в этот спектр значений. Отметьте, в чем эти слова совпадают, а в чем разнятся друг от друга. Затем остановите выбор на одном, которое, на ваш взгляд, окажется по значению ближе всего к оригинальному греческому термину, использованному в каждом конкретном случае. В некоторых языках целесообразно прибегнуть к различным выражениям, в зависимости от контекста. В других языках, возможно, одно слово охватывает весь спектр значений, как в греческом оригинале. Во многих африканских языках, как правило, есть слово, которое применимо к любому изречению, имеющему скрытый смысл, включая пословицу. Его вполне можно использовать как эквивалент слова "притча".
Несколько случаев особого употребления \\ греческого слова "параболэ": В приводимых ниже примерах, некий материальный объект с учетом особенностей его проявлений в мире становится иллюстрацией истин духовного порядка.
а. В Мф 24:32 (а такжеМк 13:28 ) греческое слово парабол\'э переводится как "подобие":
Мф 24:32-33 От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; так, когда вы увидите все это, знайте, что близко, при дверях...
Вариант перевода Мф 24:32:
Усвойте урок, который дает нам смоковница...
б. В Евр 9:9 слово парабол\'э использовано по отношению к тому, как ветхозаветные события проясняют духовные реалии Нового Завета. Речь идет о духовной символике. Ритуальная основа Закона Моисеева - ожившая притча, каждая деталь которой представляет некую духовную истину. Для обозначения такого рода символики подходит и слово "аллегория". См. также анализГал 4:24 в разделе "Другие слова для сравнения".
Евр 9:8-9 [речь идет о сравнении между ветхозаветными временами, когда в жертву приносились животные, с новозаветными, начавшимися с того, что Иисус Христос принес в жертву Себя]. Этот Дух Святой показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния. Она есть образ настоящего времени...
Вариант перевода Евр 9:9:
Все эти предметы представляют собой прообраз...
Это знамение...
Это иллюстрирует то, что происходит сейчас...
в. Есть еще один случай использования слова парабол\'э:
Евр 11:19 [речь идет о тех временах, когда Авраам был готов принести сына своего Исаака в жертву Богу] Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование. И хотя на самом деле Исаак не умер и не воскрес, он прообразовательно как бы умер и восстал из мертвых, - прообраз - реализация которого осуществилась в лице Христа.
Вариант перевода Евр 11:19: Авраам глубоко верил в то, что Бог может воскресить человека из мертвых. И поскольку он так веровал, для него Исаак как бы действительно умер, и Господь, воскресив его из мертвых, вернул сына Аврааму.
Другие слова для сравнения: "иносказание" (греч. allhgor'ew, аллегор\'эо - "говорить иносказаниями")
Гал 4:24 В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь... Иносказание - это рассказ о событиях, зачастую действительно происходивших когда-то, детали которого имеют символическое значение.
Гал 4:21-31 упоминает об истории двух жен Авраама и объясняет, как они символизируют Ветхий и Новый Заветы Божии. При переводе на некоторые языки это слово можно перевести так же, как термины "притча" и "пословица", если оно относится к любому высказыванию, имеющему второй, скрытый смысл.
Рекомендации для дополнительного чтения:
Bearth T. Should we tell the solution together with the riddle? $\VertNOT. 77, 12-79.